Делаем лучше, чем за границей: каких успехов добились компании Южного Урала в импортозамещении

Уже несколько лет промышленники Челябинской области активно работают в условиях курса на импортозамещение и усиление технологического суверенитета. За это время им удалось практически полностью локализовать производство основных комплектующих и оборудования. Каких успехов достигли компании, что еще предстоит и как помогает государство — поговорили с экспертами на круглом столе в «Комсомольской правде — Челябинск».

На протяжении долгого времени развития промышленности в Челябинской области, да и в России в принципе, теме импортозамещения не уделяли должного внимания, предпочитая закупать детали и оборудование за рубежом. Но в один момент — с приходом санкций — стало понятно, что поставщики, казавшиеся надежными, такими не являются.

— За прошедшие два года наш регион добился хороших результатов в импортозамещении. По многим видам продукции мы приближаемся к локализации 100%. Есть компоненты, которые в стране в принципе не производятся, например, микроэлектроника, но этот вопрос стоит на перспективу. Сейчас элементы, которые, в том числе благодаря реинжинирингу, мы изготавливаем, закрываются нашими предприятиями. Нам это дает возможность развиваться шире и осваивать новые технологии, — рассказал руководитель аппарата челябинского регионального отделения «СоюзМаш России» Сергей Кашигин.

Он добавил, что есть определенные затруднения в частотности в станкостороении, эта отрасль требует развития. Пока оборудование, на котором производят импортозамещающую продукцию, все-таки в основном импортное.

— Но есть параллельный импорт и дружественные страны, которые помогают нам запускать проекты. При поддержке государства и помощи Фонда развития промышленности производители с задачами справляются, — считает Сергей Кашигин.

Эксперт привел несколько успешных примеров импортозамещения в Челябинской области. АЗ «Урал» наладил производство мостов на собственных мощностях, а ГК «ЛД» — шаровых кранов. И эта продукция серьезно конкурирует с китайской. Подвижки есть и в двигателестроении. Так, в ЮУрГУ запущена передовая инженерная школа, и с помощью программы по выстраиванию областной и межрегиональной кооперации с заводами перспективы замещения в этом направлении станут еще выше.

— Нужно понимать, что в один момент нарастить мощности, чтобы закрыть все потребности, непросто. Тем более с учетом роста этих потребностей. Поэтому остается место и для импортной составляющей, и для нашей, — сообщил Сергей Кашигин. — Учитывая, что в начале пути импортозамещения уровень локализации на предприятиях составлял 50-70%, показатель больше 90% сейчас — это очень хорошо.

По отдельным предприятиям уровень локализации даже выше. Так, компания «ИТеК ББМВ», которая занимается разработкой и производством контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации предприятий промышленности, добилась локализации в 90-100% по разным категориям. По словам заместителя директора по маркетингу компании «ИТеК ББМВ» Елены Ружицкой, датчик давления сейчас самый локализованный:

-На нашем производстве есть и импортные, и российские станки. Что касается комплектующих, то импортная у нас только электроника — ее мы получаем через дружественные государства.

Генеральный директор компании «Челябкрансервис», которая выпускает широкий спектр комплектующих, агрегатов и запчастей грузоподъемного оборудования, Владимир Кантор заявил, что вся отрасль ждет, когда в России заработает станкостроение. Пока же предприятие также работает на разных станках — например, не так давно закупило тайваньский.

— Экспертиза 2021 года показала, что по кранам у нас 95% локализации, что даже превышает нормативы Минпромторга РФ. Сейчас процент еще выше. Мы нашли производителей комплектующих для кранов в России, которые делают не хуже зарубежных — в Зеленограде, Ростове-на-Дону, в Москве. Рынок большой и увеличивается. В 2022 году были опасения, но все быстро восстановилось, объем предложений даже выше, а качество — не хуже, — рассказал Владимир Кантор. — Сейчас у нас нет зависимости от импортных поставок, в отгрузках по параллельному импорту мы не нуждаемся.

Компания «Челябкрансервис» не просто подстроилась под новые условия, ее руководители пошли дальше — они начали сами выпускать краны большой грузоподъемности, когда их немецкие коллеги вышли из проекта.

Изначально в 2005 году «Челябкрансервис» создавался как сервисное предприятие по ремонту железнодорожных кранов. Это довольно специфичная тема, так как даже в СССР краны большой грузоподъемности (100-150-200 тонн) не производились в принципе. 40-50 лет назад в страну завезли пять тысяч таких кранов из ГДР. Часть из них до сих пор эксплуатируется, но еще десяток лет — и потребуется замена.

— В 2012 году с немцами мы всерьез собирались запустить у нас на предприятии отверточное производство кранов. То есть они привозят комплектующие — мы собираем, — вспоминает Владимир Кантор. — Но в 2014 году из-за политической ситуации партнеры вышли из проекта. Тогда мы решили делать краны самостоятельно. Идея зрела, в 2015 году за помощью мы обратились в ЮУрГУ, которые разработали концепцию. К этому моменту проблема достигла самого высокого уровня, потому что в России компетенций в производстве мощных мобильных кранов не было. Тогда проект производства ж/д кранов грузоподъемностью 150 тонн и выше внесли в перечень приоритетных проектов по импортозамещению. Наш проект стал «пионером».

Компания получила субсидию на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). И уже в 2019 году презентовала первый образец крана. Его назвали ФМ-150 в честь Федора Михайловича Достоевского (это был как раз год его 200-летия, — прим. автора) и консультанта, «крестного отца» крана Федора Михайловича Корытко. Через несколько лет «Челябкрансервис» выпустила кран грузоподъемностью 200 тонн, а также линейку кранов малой грузоподъемности.

— Наши краны, технологию производства которых мы разработали с нуля, по современным меркам мало чем отличаются от зарубежных конкурентов из Германии и Китая. При этом китайцам, которые не знают специфику наших железных дорог, сложнее, они не справляются с требованиями наших заказчиок. И хотя их продукция дешевле, выбор идет в нашу пользу. А потребности в кранах огромные не только в России, но и во всем мире. У нас есть заявки из Египта, Нигерии, Пакистана, Монголии, Средней Азии. Сейчас прорабатываем возможность поставки кранов на всю Африку, — говорит Владимир Кантор.

Он поделился планами: совместно с центром «Иннопрактика» «Челябкрансервис» разрабатывает кран грузоподъемностью 250 тонн. Такого крана еще нет в мире!

Компания «ИТеК ББМВ» начинала свой путь 25 лет назад с производства блоков питания. Сейчас основные продукты — датчики давления и температуры «ЭнИ». Их приобретают крупные предприятия Южного Урала и других регионов, страны постсоветского пространства: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, сейчас прорабатываются поставки в Таджикистан. Продукцию поставляли в Бахрейн и Эквадор, Латвию.

— В начале 2000-х годов на рынок российский средств автоматизации начали очень агрессивно заходить мировые лидеры приборостроения — американские, европейские, японские компании. Политику они вели очень агрессивную, довольно быстро завоевали наш рынок. Остались только небольшие предприятия, как мы, и основным конкурентным преимуществом была только цена, — вспоминает Елена Ружицкая. — Но ситуация изменилась, пришли санкции. Компании покинули рынок, и возник большой провал. Но нас научила пандемия — наше предприятие сделало страховые запасы. Так нам удалось обеспечить всех заказчиков в срок. Параллельно мы искали новых поставщиков той же электроники, которую в России не производят. Благодаря оптимизации процессов работу удалось наладить.

Как отмечает Елена Ружицкая, эта ситуация дала толчок к развитию — из-за увеличения объемов производства была проведена модернизация, конструкторские работы, запущены новые продукты.

— Очень востребованы датчики давления для работы в сероводородных средах, работающие в условиях Крайнего Севера при низких температурах. К ним мы разработали компоненты — систему выносных мембран. К датчикам температуры с индикацией изготавливаем гильзы с фторполимерным покрытием — материалом, которого у нас не было. Для этого также нашли нашего российского производителя, — говорит Елена Ружицкая.

В планах компании сделать новый датчик давления, более стабильный, добавить дополнительный функционал. Но, по словам эксперта, это небыстрый процесс, так как потребуется большая научно-исследовательская работа, необходим поиск и подбор производителей сенсоров и материалов. Такие разработки проходит в рамках НИОКРа.

— НИОКР — это всегда долго и трудозатратно. И не факт, что все получится с первого раза, — добавила Елена Ружицкая.

Как правило, от задумки до реализации проекта по НИОКР проходит 10-15 лет. Это непростой путь, но без него никак не обойтись — промышленности России просто необходимы такие разработки, чтобы выходить на новые уровни. И в этом плане может прийти на помощь государство. Правда, как признались представители компаний, именно в плане НИОКР все непросто: чтобы получить помощь, проект уже должен быть реализован, а отчетность по тем же грантам огромная. Тем не менее, государство готово помогать по всем направлениям — льготными займами, грантами, консультациями, в том числе предприятиям малого и среднего бизнеса.

— Основной профиль работы регионального Фонда развития промышленности — льготное заемное финансирование. Есть девять собственных программ. В конце апреля — начале мая этого года мы запустим еще одну, десятую программу, — говорит руководитель службы привлечения и сопровождения проектов Фонда развития промышленности Челябинской области Евгений Коченков.

ФРП предлагает разные программы: на приобретение технологического оборудования, сырья, материалов и комплектующих, на проекты, связанные с энергоэффективностью и цифровизацией промышленности, а также на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости по «Промышленной ипотеке». Это если мы говорим о региональном отделении. Есть возможность взаимодействовать с федеральным ФРП на большие суммы. Например, по четырем совместным программам, у которых также широкий выбор направлений. Еще один вариант — программы непосредственно федерального фонда.

С начала 2022 года в рамках импортозамещения в Челябинской области по региональным, совместным и федеральным программам профинансировано 27 инвестиционных проектов на сумму 22,5 млрд рублей.

Еще одно направление работы ФРП Челябинской области — финансовая поддержка в форме грантов. В 2023 году получить ее смогло 21 предприятие. Общая сумма грантовой поддержки составила 100 млн рублей.

Помощь оказывается и предприятиям малого и среднего бизнеса. Региональный центр «Мой бизнес» предлагает разные программы при поддержке Министерства экономического развития. В режиме «одного окна» предприниматели — от самозанятых до юрлиц — могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку.

Как рассказала коммерческий директор Центра «Мой бизнес» Ирина Сипкова, нефинансовые меры поддержки — это комплексные образовательные услуги на продвижение, услуги юриста, бухгалтера.

— Финансовые меры — это льготное финансирование, поручительство и инжиниринговые услуги для производственных компаний, — говорит Ирина Сипкова. — Есть 10 программ по льготному финансированию, микрофинансирование и займы. Ставки фиксированные и не привязаны к ключевой ставке Банка России. Для предприятий, которые занимаются импортозамещением, есть две специальные программы — микрозаем и заем. Главное условие — подтверждающее письмо от партнеров о том, что продукция является импортозамещающей.

Еще одна мера поддержки — программа поручительства, которой можно воспользоваться, если не хватает собственного залогового обеспечения. На сегодняшний день количество финансовых организаций-партнеров более 30. Для производственных компаний также работает центр инжиниринга, предоставляются услуги по сопровождению инвестпроектов.

Государство готово всесторонне поддерживать как малые предприятия, так и крупные. Ведь перед Россией сейчас стоит глобальная цель — вырастить новое поколение инженеров, которое будет разрабатывать свои технологии.