В школах нужно ввести урок «Разговоры о будущем»

Такое предложение озвучил ректор ЮУрГУ, первый заместитель председателя Челябинского отделения Союза машиностроителей России Александр Вагнер на панельной дискуссии «Развитие кадрового потенциала для достижения научно-технологического суверенитета региона» в рамках Дней науки Челябинской области. На встрече представители вузов и промышленных предприятий обсудили важнейшую проблему: как привлечь молодежь в науку и технику.

Модератором встречи стала первый заместитель Министра образования и науки Челябинской области Ольга Статирова. С докладами выступили руководитель Регионального центра «Курчатов Центр» Светлана Чистякова, директор ИДПО «Горизонт» МГТУ им. Г.И. Носова Олег Фридрихсон, зам.руководителя аппарата ЧРО «СоюзМаш России» Алексей Титаев, проректор по образовательной деятельности ЮУрГУ Марина Потапова, директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров ЧелГУ Ирина Волошина, директор Корпоративного университета ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» Екатерина Крыгина, начальник управления обучения и развития персонала АЗ «Урал» Екатерина Колоскова, руководитель Центра развития инновационно-образовательной среды АО «Конар» Александра Гребенщикова.

Светлана Чистякова рассказала о системной работе с детьми на Южном Урале. Талантливых ребят нужно не только найти, важно поддержать и развить в них интерес к изобретательству, конструированию, программмированию. Для этого в регионе проводится масса мероприятий – олимпиады, фестивали научных проектов. Челябинская область активно участвует во всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», и в этом году из 80 призеров финала – восемь наших школьников. Свои научные проекты они представляют на сцене федерального образовательного центра «Сириус».

Заместитель Министра образования и науки Челябинской области Ольга Статирова рассказала о том, как проводится профориентация в школах и подкрепила ее любопытной статистикой. В 2024 году из 43 тысяч выпускников девятых классов 30 тысяч поступили в средние профессиональные образовательные учреждения. Южноуральские школьники стали более уверенно и осознанно выбирать будущую профессию, и в этом большую роль играют промышленные предприятия, заинтересованные в свежих кадрах.  

«Статистика за последние три года говорит о том, что 70% девятиклассников выбирает уровень среднего профессионального образования благодаря программе «Профессионалитет», – говорит Ольга Статирова. – Это федеральный проект, начатый в 2022 году. Идея на старте была: ускоренная подготовка рабочих кадров с целью закрытия кадровой потребности. В 2022 году в России были созданы первые 70 образовательно-производственных кластеров. Челябинская область вошла в число победителей, четыре кластера мы создали в 2022 году, потому что у нас было четыре энтузиаста – индустриальных партнера. Первые кластеры были по приоритетным для региона отраслям – металлургия, машиностроение, атомная промышленность. А дальше начался процесс, который уже можно отдельно обсуждать, потому что успешная реализация программы «Профессионалитет» первого года вдруг привлекла усиленное внимание других индустриальных партнеров. Сейчас у нас действует 13, и в 2025 году будет создано еще 4 кластера. Больше чем у нас, нет ни в одном регионе».

В шестерке регионов-лидеров с высоким качеством профессионального образования Челябинская область расположилась на втором месте. Однако, в ходе дискуссии ректор ЮУрГУ Александр Вагнер обратил внимание на то, что технологии меняются и в скором времени промышленность столкнется с новыми вызовами.

«Основная проблема экономического развития отраслей – это производительность труда, – сказал Александр Вагнер. – Сегодня все предприятия – от больших до маленьких – говорят о необходимости автоматизации. Уже есть примеры и в Челябинске, и в России, когда на предприятиях, выпускающих большие объемы продукции, измеряемые в тысячах, работают всего 3-4 человека. И чтобы эти предприятия составили конкуренцию зарубежной продукции, мы так или иначе перейдем на высокотехнологичное производство, где необходимы будут люди с высшим техническим образованием».

Алексей Титаев рассказал о профориентационной работе, которую ведёт Союз машиностроителей России: «Важно не просто донести до молодёжи, что будущее за инженерами, но и показать связку школа-вуз-работа. Чтобы старшеклассники понимали, в какое учебное учреждение поступать и где дальше работать с этой специальностью. Именно об этом мы и говорим на наших встречах со школьниками, приводим им конкретные примеры предприятий и уровень зарплат».

О том, как «доучить» выпускников техникумов, восполнить их пробелы в фундаментальных знаниях, поведал Олег Фридрихсон. Уже сейчас в МГТУ им.Г.И.Носова действует образовательная программа 4+, поддерживаемая основным промышленным партнером – ММК. О создании «промышленных факультетов» в ЮУрГУ рассказала проректор Марина Потапова. В нынешней экономической ситуации наука и промышленность – главные партнеры и соратники. Александра Гребенщикова, говоря о кадровой политике АО «Конар», подтвердила, что на подготовку одного высококлассного специалиста предприятие готово потратить 2 миллиона рублей. Это происходит потому, что генеральный директор Валерий Бондаренко – приверженец фундаментального инженерного образования. 

Подводя итоги дискуссии ректор ЮУрГУ Александр Вагнер поблагодарил всех, кто работает со школьниками, помогает ребятам выбрать будущую профессию, повышает престиж технического образования. «У нас в школах есть обязательный урок, называется «Разговоры о важном». Замечательно, но нужно нам еще один урок сделать:

«У нас в школах есть обязательный урок, называется «Разговоры о важном». Замечательно, но нужно нам еще один урок сделать: «Разговоры о будущем». Не для школьников, а для их родителей. Тогда у нас поменяется соотношение поступивших в СПО и университеты. Поменяется доля выбравших предметы «физика» и «математика», «информатика». Вот давайте в Челябинской области проведем такой эксперимент!» – предложил Александр Вагнер.