В пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялась пресс-конференция, приуроченная ко Дню машиностроителя. В ней приняли участие представители профильных органов региональной власти, общественных объединений и предприятий отрасли – радиозавода «Полёт», автозавода «УРАЛ», Челябинского завода геологического машиностроения, Челябинского завода городского электрического транспорта и ООО «Крановые технологии» (ГК GiraFFe).
В течение всего 2023 года на машиностроительных предприятиях Южного Урала наблюдается стабильный рост производства. За первые семь месяцев года объем отгруженных товаров в отрасли составил 181,1 млрд рублей, что на 37,6% выше аналогичного периода 2022 года. Реагируя на актуальные потребности, машиностроители в короткие сроки скорректировали темпы, номенклатуру и объемы выпускаемых изделий. Многие компании перешли на работу в две и три смены. Об этом рассказал министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.
«Я бы назвал ситуацию в отрасли не просто стабильной, а стабильно растущей. Причиной тому и уход с отечественного рынка множества зарубежных машиностроительных компаний и их комплектаторов, и рост гособоронзаказа. В итоге практически по всем группировкам, относящимся к машиностроению, мы видим такой высокий рост, какого не отмечалось в последние годы. Чтобы сохранить эту тенденцию, мы не просто встраиваем наши предприятия в федеральные механизмы господдержки, но оперативно в сотрудничестве с самими промышленниками и бизнес-объединениями разрабатываем свои, региональные меры. Причём очень часто оказываемся первыми в стране. Так было с региональной промышленной ипотекой, с компенсацией затрат на НИОКРы, и сейчас у нас в разработке несколько новых программ», – подчеркнул глава челябинского Минпрома.
Тренд на уверенный рост в южноуральском машиностроении доказывают цифры. Так, в январе-июле 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс промышленного производства в выпуске машин и оборудования составил 112,7%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 116,2%, в производстве электронных и оптических изделий — 148,9%, в производстве прочих транспортных средств и оборудования — 146,6%.
В регионе реализуется ряд крупных стратегически важных проектов: по производству валков, автомобильных мостов и прицепов, увеличивается выпуск трамваев и троллейбусов, промышленных роботов-манипуляторов и электрических систем. Этому способствует то, что предприятия активно пользуются различными инструментами господдержки как федерального, так и регионального уровня. Многие из действующих сейчас механизмов, с которыми работают Минпром и Фонд развития промышленности области, адресованы именно машиностроителям. Подробно о них рассказал директор регионального ФРП Сергей Казаков.
«Меры поддержки промышленности сейчас беспрецедентны. Они меняются, развиваются, адаптируются и расширяются. По-прежнему эффективно работают финансовые инструменты, в первую очередь, льготные займы ФРП – и нашего Фонда, и федеральных коллег, с которыми мы работаем в тесной связке, а также невозвратные субсидии и гранты. У нашего Фонда сейчас семь собственных программ, причём мы держим ставку займов под 1% годовых, несмотря на изменение ключевой ставки ЦБ. Есть специальные программы по стимулированию НИОКРов и программы для участников промышленных кластеров. Всё востребованнее становится нацпроект «Производительность труда», в том числе среди малых и средних компаний. Поэтому по поручению губернатора в 2024 году мы будем расширять региональную программу по повышению производительности труда для промышленных предприятий с оборотом от 90 до 400 млн рублей», — рассказал он.
Проанонсировал Сергей Казаков и новые меры поддержки, которые Фонд планирует запустить уже в октябре. В частности, программу льготного заёмного финансирования, направленную на развитие кооперации малых компаний с крупным бизнесом. Заинтересованность в ней подтверждают и те, и другие. Разрабатывая новые механизмы поддержки, Минпром и ФРП всегда ориентируются на запросы бизнес-сообщества, а также мнение таких профильных организаций, как «Опора России», «Союз промышленников и предпринимателей» и «Союз машиностроителей».
«Объединения промышленных предприятий в тесной связке с региональным Минпромом и ФРП оказывают всестороннюю поддержку южноуральским заводам. Так, Союз машиностроителей по просьбам самих производителей организует совещания по острым темам. Такие, как встреча с миграционной службой по вопросу трудоустройства мигрантов или совещание с Главным управлением по труду и занятости. Мы понимаем, что сейчас для предприятий время больших возможностей, но при этом возникает множество сопутствующих вопросов, с решением которых готовы помогать и промышленные объединения, и, что очень важно, региональные власти», – акцентировал руководитель аппарата Челябинского регионального отделения «Союза машиностроителей» Сергей Кашигин.
Стоит добавить, что машиностроение наряду с металлургией остаётся одной из ведущих отраслей промышленного комплекса нашего региона, на долю которого в структуре обрабатывающих производств приходится 13,5%. В отрасли трудится около 73 тысяч человек, а средний размер заработной платы летом 2023 года превысил 66 тысяч рублей.